01.08.2018

Что мы поняли о молодежи: результаты масштабного исследования

IMG_4200.jpgВ январе 2018 Российский университет кооперации создал и начал воплощать в жизнь масштабный проект «Карьерная Навигация»: это цикл событий, которые помогают в профессиональной ориентации и карьерном развитии подростков. Тогда же стало понятно: чтобы помогать молодежи строить карьерную траекторию и идти к успеху, нужно отлично знать, чего хочет сама молодежь.

«Мы разработали исследование молодежи по этим направлениям и начали его проводить, – рассказывает руководитель проектов управления развития студенческого потенциала Сергей Цыганков. – Изначально мы ставили цель понять, каких компетенций не хватает современному человеку, что школьники и студенты думают о реализации себя как профессионала и к чему стремятся».

Для этого университет запустил цикл исследований «Факты и противоречия карьерной навигации», который продолжился на Московском областном молодежном образовательном форуме «Я — гражданин Подмосковья 2018».

Баннер.jpg

Сергей приехал на форум в качестве приглашенного тренера-технолога.

«Мои задачи в этом качестве — работа с инициативами молодых людей, «упаковка» идей в проекты и разработка планов реализации. Поскольку на форуме было одновременно 6 кампусов (Бизнес, Гражданская активность, Волонтеры, Медиасфера, Арт-кластер, Лайфстайл), дополнительной задачей становилось формирование межкампусных проектных команд».

Помимо работ с проектами и идеями тренеры-технологи ведут образовательные блоки по своим профессиональным темам, вопросам личной эффективности и модерируют встречи с VIP-гостями. Сергей провел более 100 часов спикер-сессий на 4 сменах форума, его тренинги посетили более 1000 участников.

IMG_4214.jpgОсновные гипотезы, которые были подтверждены на форуме «Я – гражданин Подмосковья»:

  • У молодежи нет долгосрочных трендов (то, что модно сегодня, становится непопулярным завтра)

"Я работал на направлении бизнес-camp и периодически заглядывал на медиасферу по старой памяти (ничего не смог с собой поделать). БК - один из самых популярных кампусов в этом году, популярнее был только Арт-кластер, который объединил в себе танцоров, певцов и художников" - говорит Сергей, -  то есть участники БК + АК = примерно 60-70% от общего числа участников форума". И тут интересный факт: медиасфера (одно из самых популярных направлений в прошлом) стало малочисленным, так как хайп вокруг блогерства поутих.

«Молодые люди выбирают то, что более популярно (предпринимательство) или привычно, ничего не хочу сказать против творчества, рассуждаю со своей субъективной колокольни, но танцевать или петь — привычнее и понятнее (а на природе еще и приятнее), чем слушать лекцию про блокчейн или цифровизацию».

  • Тотальное следование рекомендациям из групп в соцсетях, где транслируется мысль, что быть предпринимателем — круто

Молодежь очень живо интересуется предпринимательством и реализацией своих проектов. Это и дань моде, и желание быть не таким, как все. Разумеется, не у всех участников кампуса есть свое дело, этому есть много причин, но одна из самых основных: нет комплексной предпринимательской программы в школах и университетах. Этому почти никто не учит, точнее учат, но, как отмечают сами студенты, несистемно, наставники не из бизнеса и формат учебы — только лекции по основам предпринимательства.

Именно поэтому мы и запускаем проектно-предпринимательский модуль в Российском университете кооперации: предпринимательские компетенции, как показало исследование в рамках проекта «Карьерная навигация», необходимы и востребованы как предпринимателями, так и «карьеристами». Модуль будет обязателен вне зависимости от выбранного направления обучения. «У нас нет задачи делать всех предпринимателями, но если случится так, что после обучения выпускники не захотят выходить на рынок труда, они всегда смогут попробовать открыть свое дело», – добавил Цыганков.

На форуме удалось начать переговоры с коллегами, пригласить предпринимателей и инвесторов к участию в проектно-предпринимательском модуле и в «Курсе на бизнес» в качестве экспертов и спикеров, обсудить с Рыбаков-фондом поддержку молодых людей и преподавателей, узнать у ГУСК и Мининвеста, какие именно направления деятельности могут получить поддержку от правительства Московской области.

«Мы узнали, что молодежь хочет признания не самого по себе, а через поступки, через добрые дела, – заключил спикер. – Тема социального предпринимательства для них актуальна, как никогда. Поэтому в октябре мы проведем конференцию по социальному предпринимательству с нашими кадровыми партнерами».

  • Минимальный горизонт планирования

Молодежь совершенно не верит в долгосрочные планы и не умеет ставить даже краткосрочные цели.

Как показали дискуссии во время спикер-сессий, очень много молодых людей не могут определиться с выбором будущей профессии, не могут даже приблизительно составить траекторию своего развития. Нельзя не брать во внимание разрыв между системой образования и потребностями молодых людей. Образовательные организации в большинстве своем не учат создавать карьерные траектории, работать с личными и профессиональными целями, достигать результата. Результаты мы видим в исследованиях: молодым людям комфортнее и привычнее находится в процессе (в тусовке), чем достигать результатов, что, собственно, очередной раз подтвердилось на форуме.

Именно поэтому в Российском университете кооперации мы вводим модуль «жизненные и карьерные стратегии», который поможет нашим студентам выстроить индивидуальный план своего развития, чтобы быть счастливым и успешным.


К списку анонcов